В Центре социального обслуживания прошло совещание с социальными работниками.
В Центре социального обслуживания прошло совещание с социальными работниками.
26 ноября текущего года в бюджетном учреждении Чувашской Республики «Порецкий центр социального обслуживания населения» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики состоялось рабочее совещание с социальными работниками Порецкого района, осуществляющими социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов на дому.
Одним из главных вопросов на повестке дня стало ознакомление с Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», который вступит в силу с 1 января 2015 года.
Закон заменит собой два ныне действующих федеральных закона: от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» и от 02.08.1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Новый документ направлен на комплексное регулирование отношений в сфере социального обслуживания населения в Российской Федерации и на дальнейшее развитие существующей системы социального обслуживания, повышение уровня, качества и эффективности социального обслуживания.
Законом вводятся новые понятия «получатель социальных услуг», «поставщик социальных услуг», «профилактика обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании», при этом в Законе не содержится понятие «трудная жизненная ситуация», ранее предусмотренное Федеральным законом от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ. Вместо этого четко установлены обстоятельства, при наличии которых граждане признаются нуждающимися в социальном обслуживании. К числу таких обстоятельств относятся, например, полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности и др.
Социальная услуга в новом законе понимается как действие по оказанию постоянной, периодической или разовой помощи, в том числе срочной, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности.
Законом предусматривается индивидуальный подход к каждому нуждающемуся в помощи. Ключевым элементом становится индивидуальная программа. Этот документ применительно к конкретному гражданину включает в себя форму социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления услуг, а так же мероприятия по социальному сопровождению. Программа составляется исходя из потребности получателя социальных услуг, и может быть пересмотрена не реже чем раз в три года.
Так же Законом определяются новые условия предоставления социальных услуг на бесплатной и платной основе, а также категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно и за плату на дому, в полустационарных и стационарных условиях. По ранее действовавшему законодательству граждане, имеющие доход ниже прожиточного минимума, имели право на бесплатное получение социальных услуг. Новым законом предполагается, что порог отсечения будет на уровне полутора прожиточных минимумов. Это увеличит количество людей, имеющих право на получение бесплатных социальных услуг, в том числе инвалидов, семей, в которых ребенок – инвалид.
Также в Законе появляется понятие «социально сопровождение» - содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической. Социальной помощи, не относящейся к социальным услугам. Социальное сопровождение осуществляется на основе межведомственного взаимодействия путем привлечения соответствующих организаций.
Федеральный закон содержит нормы, направленные на формирование рынка социальных услуг. В сферу социального обслуживания будут привлекаться коммерческие и некоммерческие организации, которым будет оказываться поддержка со стороны государства. С этой целью будет формироваться реестр поставщиков социальных услуг.
Наличие поставщика в реестре будет служить основанием для выплаты поставщику компенсации из бюджета, если поставщик не участвует в выполнении государственного задания (заказа), но оказывает гражданину социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой. Иными словами, гражданин, получивший индивидуальную программу, имеет право обратиться за этим обслуживанием не только в государственное учреждение, но и к другому поставщику, при этом полностью или частично оплата этого обслуживания будет производиться за счет бюджетных средств. Также предусмотрен регистр получателей социальных услуг, который ведется в субъекте РФ на основании данных, предоставляемых поставщиками услуг, но, в отличие от вышеуказанного реестра, эта информация уже не является открытой.
Новый закон выделяет три формы предоставления социальных услуг: социальное обслуживание на дому; полустационарное обслуживание – предоставление социальных услуг в определенное время суток; стационарное обслуживание – предоставление социальных услуг при постоянном, временном или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания.
В каждом регионе субъекта РФ будет установлен перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в данном регионе.
Обзор данного Закона вызвал множество обсуждений и дискуссий среди работников.
Так же на совещании были затронуты другие рабочие вопросы, связанные с предстоящими праздниками: Днем инвалидов и Новым годом. От работников были приняты заявления на включение их в план-график отпусков на 2015 год.